Вашему вниманию представляется коллективное проектное задание по теме: «Совершенствование модели государственно-общественного управления образованием в условиях существующей системы управления МОУ ДОД «Жирновский ЦДТ».   

 Над проектом работала творческая группа, в состав которой вошли директор, методист, педагог-организатор и педагоги дополнительного образования.

  Актуальность проекта заключается в:
1.Развитии методологической культуры управленческих кадров как обязательное направление управления знаниями.
2.Освоении участниками управления аналитических компетенций и компетенций в области целеполагания в управлении, и в частности, в области государственно-общественного управления в ЦДТ.
3.Освоении участниками управления технологических  и ресурсообеспечивающих компетенций в области государственно-общественного управления в ЦДТ
4. Проектировании потенциальных ресурсов деятельности ГОУ.

 Цель проекта: совершенствование Совета ЦДТ с добавлением управляющих функций в МОУ ДОД «Жирновский ЦДТ».

Работа над проектом проходила по определенному плану:
1-й этап – аналитический;
2-й этап – проектно-конструктивный;
3-й этап – прогностический.

Организационная структура   управления  в  ЦДТ построена    с  целью  обеспечения  оптимального  сочетания  государственных  и  общественных  начал,  в  интересах  всех  участников  этого  процесса.  Она   направлена на  реализацию определенных  законом  РФ  «Об  образовании в Российской Федерации»  прав  работников  Центра,  обучающихся    и  их  родителей: на  участие  в  управлении  ЦДТ, удовлетворение  потребностей  и  интересов    всех  участников  образовательного  процесса, разрешение противоречий  и конфликтов между участниками образовательного процесса.
          В процессе анализа  существующей структуры управления остановимся на четырех компонентах действующей Модели:
1.Участие родителей учащихся в управлении образовательным учреждением является первым компонентом модели. Цель - от совместной деятельности с родителями к совместному управлению)
Родительское самоуправление в ЦДТ осуществляется в форме родительского комитета на уровне детских объединений, которые создаются в целях содействия образовательной организации в воспитании и обучении детей. Деятельность родительских комитетов регламентируется Положением о родительском комитете. 
Родительский комитет выполняет целый ряд функций:
* содействует обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, в проведении воспитательных мероприятий, отчетных концертов, выставок;
* участвует в подготовке ЦДТ к новому учебному году;
* принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса;
* осуществляет мероприятия по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы ЦДТ (ремонт учебных кабинетов);
* распределение полученных финансовых средств в форме добровольных пожертвований от родителей, спонсоров на нужды детского коллектива: приобретение сценических костюмов, обуви (хореография, вокал), закупка материала (глина) для мастерских декоративно-прикладного творчества, спортивного инвентаря, участие в конкурса и соревнованиях и т.д.
Члены родительского комитета имеют право, приняв решение по вопросу, входящему в их компетенцию вносить предложения руководству и органам самоуправления ЦДТ по совершенствованию управления, получать информацию о результатах их рассмотрения, заслушивать и получать информацию от руководства ЦДТ, других органов управления о результатах образовательного процесса, о воспитании обучающихся. 
2.Вторым компонентом является самоуправление педагогического коллектива.
Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете ОУ». Целью каждого педагогического совета является сопоставительный анализ решаемых задач в соответствии с Образовательной программой и Программой развития ЦДТ, с современным направлением модернизации образования. 
Он выполняет следующие функции:
* рассматривает основные вопросы учебно-воспитательного процесса в ЦДТ;
* разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
* осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Педагогическом совете;
* обсуждает и утверждает планы работы ЦДТ;  
* заслушивает информацию и отчеты педагогических работников ЦДТ и представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ЦДТ, по вопросам образования и воспитания обучающихся; о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима ЦДТ; об охране здоровья обучающихся и другие вопросы учебно-воспитательной  деятельности ЦДТ;
* принимает решения об отчислении обучающихся из ЦДТ. 
Педагогический совет созывается по мере необходимости, но не реже четырёх раз в год. 
Для выполнения решений педагогического совета создаются научно-методический совет и методические объединения педагогов, творческие  и экспертные группы. 
Методический совет организует работу по повышению научно-теоретического уровня и методического мастерства педагогов, а также координирует деятельность педагоговы в методических объединениях, оказывает им практическую помощь. Он призван распространять педагогический опыт, организует педагогические чтения, научно-практические конференции, конкурсы, работы школ передового опыта, развивает и укрепляет методическую базу учебно-воспитательного процесса.
Методическое объединение педагогов (детских объединений художественно эстетического направления и объединений декоративно-прикладного творчества) организует самообразование, наставничество педагогов работу над методической темой, обмен опытом работы педагогов, занимается изучением и реализацией нормативных и методических документов и материалов, передового педагогического опыта. Также методическое объединение педагогов осуществляет в своей сфере экспертную оценку педагогических и методических проектов, учебно-воспитательных результатов деятельности педагогов, выступает с ходатайством перед педсоветом, руководителем ЦДТ о предоставлении своим членам работать в режиме доверия и самоконтроля, награждении педагогов ведомственными наградами.              
Областная экспертная  группа выполняет функции:
проведение лицензирования организаций дополнительного образования детей: Руднянский Центр детского творчества, Линевский ЦДТ;
проведение итоговой экспертизы педагогических работников, аттестующих  на первую и высшую категории и рекомендация аттестационной комиссии Министерства образования и науки Волгоградской области на присвоение категорий.
В конце учебного года проводится итоговая конференция с приглашением родителей, на которой подводятся итоги работы методических объединений, детских объединений, проводится награждение  детей, принявших активное участие в конкурсах, выставках декоративно-прикладного творчества, соревнований, родителей за активное участие в жизни ЦДТ. 
3.Третьим элементом модели является ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление призвано обеспечить наиболее полную и эффективную реализацию прав и интересов обучающихся, а также их самостоятельность, инициативу и творчество в решении вопросов жизни ЦДТ. Правовой основой деятельности являются:  Положение об ученическом самоуправлении, Конвенция о правах ребенка, Кодекс воспитанников ЦДТ и программа «Дом самоуправления».
 Программа «Дом самоуправления» призвана способствовать становлению подростка как социально активной личности, способной участвовать в творческом преобразовании социальной действительности. Деятельность органов ученического самоуправления и прежде всего Совета актива тесно связано с планом воспитательной работы ЦДТ.  Работа в «Доме самоуправления»,  участие в мероприятиях: «День самоуправления», «Президент шоу», «Я лидер»; способствует повышению социального статуса личности.
Высшим органом ученического самоуправления ЦДТ является Совет актива, в который входит по 2 человека от детских объединений ЦДТ. Совет актива созывается по мере необходимости не реже 1 раза в четверть. 
Функции Совета актива:
- координирует деятельность всех органов и объединений учащихся ЦДТ, планирует и организует массовую работу;
- организует дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в ЦДТ;
- готовит и проводит массовые мероприятия ЦДТ;
- организует выпуск своих газет;
- выдвигает кандидатов на поощрение;
- на своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших массовых мероприятий;
- заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов (отделов).
В главный контролирующий орган «Дом самоуправления» входят Главный Координатор и члены Совета, выбираемые общим голосованием на выборном собрании. Главный координатор обязан быть в курсе всех дел ЦДТ, поддерживать тесную связь с администрацией и детскими организациями города.
4.Четвёртым элементом модели является Совет, как новая форма государственно-общественного управления образованием.
Общее руководство ЦДТ осуществляет выборный представительный орган - Совет ЦДТ, который состоит из директора и лиц, избираемых на общем собрании трудового коллектива, родителей и воспитанников. Деятельность Совета ЦДТ регламентируется Уставом и Положением о Совете ЦДТ. 
Совет ЦДТ выполняет следующие функции:
- определяет стратегию развития  ЦДТ; 
-разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий; 
      - ведает вопросами этики и гласности;
      - регулирует распределение финансовых средств на текущий период;
- осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Совете ЦДТ.
        Заседания Совета ЦДТ созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Решения Совета ЦДТ принимаются открытым голосованием. Решения Совета ЦДТ являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и за них проголосовало не менее двух третей присутствующих.
Решения Совета ЦДТ, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива ЦДТ. 

 В существующей структуре  управления ЦДТ можно выделить определенные недостатки  и способы их решений.
Недостатки  ГОУ
Способы изменений
* формальный подход к работе Совета ЦДТ; 
* сложность привлечения к управлению родителей;
* риск возникновения конфликта с родителями, обучающимися;
* не компетентность родителей в общественном управлении;
* отсутствие материальных и финансовых ресурсов; 
* деятельность общественных органов  не влияет на эффективность управления.
* государственная поддержка процесса  создания системы ГОУ образованием; 
* наличие реальных властных полномочий у органов общественного управления;
* просветительская работа с родителями, обучающимися, партнерами, совместные мероприятия;
* изучение нормативно-правовой базы, локальных актов (знакомство с Уставом ЦДТ, Правила внутреннего распорядка, образовательной программой и т.д.);
*  привлечение специалистов из числа родителей, социальных партнеров в Совет ЦДТ;
* фандрайзинг.

 На 2-ом этапе (проектно-конструктивный) определяем Цели деятельности нового органа ГОУ – Совета с управляющими функциями. 
* участие в определении основных направлений развития ЦДТ; 
* повышение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности,  содействие рациональному использованию бюджетных средств, средств полученных от его собственной деятельности и из иных источников; 
* содействие созданию в ЦДТ оптимальных условий  для осуществления образовательной деятельности и форм его организации; 
* контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в ЦДТ; 
* защита и содействие в реализации прав и законных  интересов участников образовательного процесса.

В Совет ЦДТ добавляем управляющие функции, изменяем состав (добавляется участие партнеров), добавляем комиссии: комиссия по стратегическому развитию, учебная, финансово-экономическая, по работе с родителями, по работе с местным сообществом.

 В Совет ЦДТ с управляющими функциями будут входить педагогические работники, обучающиеся, родители и общественность в следующих пропорциях, которые будут распределены по комиссиям: учебная, финансовая, комиссия по работе с родителями, комиссия по работе с местной общественностью. 
Совет работает в тесном контакте  с администрацией и другими органами самоуправления в образовательной организации (родительскими, учительскими, ученическими и т.п.).  
      Совет работает на основе положения, утверждаемого конференцией (общим собранием) образовательной организации. 

      Необходимо учитывать общие рекомендации по составу Совета:
* Необходимо количество членов совета, чтобы он был работоспособным, выполняющим поставленные перед ним управленческие задачи;
* Необходимо выдерживать заданные пропорции представительства участников образовательного процесса и общественности;
* Увеличение числа представителей от любой целевой группы не должно
             ущемлять интересы других;
* Общее число членов совета должно быть оптимальным для конкретного 
             образовательного учреждения.

 Основанные функции Совета распределены между комиссиями следующим образом:
         Комиссия по стратегическому развитию принимает участие в  определении путей развития образовательной организации.
Организационно-правовая комиссия решает вопросы взаимоотношений участников образовательного процесса и принимает участие в разработке локальных актов.
    
 Учебная комиссия решает вопросы развития образовательной организации.


 Финансово-экономическая комиссия решает вопросы в сфере финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

 Комиссия по работе с родителями решает вопросы взаимодействия с родителями обучающимися, по привлечению детей в детские объединения ЦДТ из неблагополучных семей.


 Комиссия по работе с местным сообществом решает вопросы взаимодействия со средствами массовой информации, потенциальными партнерами, реализации социальных проектов.

 Место Совета с управляющими функциями в общей модели управления ЦДТ (органы административного, административно-профессионального, общественно-профессионального и государственно-общественного управления). 

 Деятельность форм государственно-общественного управления регулируется необходимыми локальными нормативно-правовыми актами, которые можно разделить на обязательны – Устав ЦДТ, Договор с Учредителем и факультативные локальные акты – Положение о Совете ЦДТ, Положение о выборах Совета ЦДТ, Регламент распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников учреждения с участием Совета с управляющими функциями; Регламент разработки и утверждения ежегодного публичного доклада учреждения с участием Совета с управляющими функциями.

 Ряд законодательных и нормативно-правовых актов регулируют участие общественности в управлении образованием: ФЗ «Об общественных объединениях» (в части правового регулирования участия образовательных учреждений в общественной деятельности); «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в части правового регулирования привлечения внебюджетных инвестиций в образование) и др.
 
 Предложения по включению Совета ЦДТ с управляющими функциями в решение следующих задач:
-формирование бюджета на следующий финансовый год – в рамках финансово-экономической комиссии: обсуждение проекта бюджета и отдельных статей;
-исполнение сметы доходов и расходов – в рамках финансово-экономической комиссии: отчетность по статьям;
-договорная кампания – директор: совещательная функция по заключению договоров;
-подготовка ОУ к новому учебному году - отчетность администрации, заместителей, председателей комиссии о выполненной работе в рамках комиссии по работе с родителями и местным сообществом;
-содержание здания и территории - комиссии по работе с родителями и местным сообществом;
-решение вопросов стратегии развития образовательной организацией – внесение предложений по организации учебно-воспитательного процесса в Программу развития ЦДТ. 
-привлечение внебюджетных средств - работа с местным сообществом, заключение договоров с партнерами;
-расширение социальных партнёров образовательной организации - работа с местным сообществом, фандрайзинг;
-заключение эффективного контракта с педагогическим работником - директор; по согласованию с Советом о компетентности педагогического работника осуществлять профессиональную деятельность;
-участие в разработке образовательной программы образовательной организации - учебная комиссия;
-защита интересов субъектов образовательного процесса организационно- правовая комиссия.

  на 3-м этапе – (прогностический) рассматривали:
1.Эффективные приемы вовлечения педагогов, родителей и обучающихся в решение задач государственно-общественного управления в ЦДТ – слайд№23.

Эффективные приемы вовлечения педагогов, родителей и обучающихся в решение задач государственно-общественного управления в ЦДТ.
1)Стимулирование педагогов, родителей и обучающихся. За активное участие в управлении ЦДТ, проявление инициативы, повышение квалификации на  курсах ПК по «ГОУ». 
2)Рекламная деятельность. Освещение достижений ЦДТ с помощью партнеров (участие в конкурсах, соревнованиях, приобретение костюмов и т.д.); благодарность спонсорам за оказание материальной помощи.
3)Кадровая политика (подбор дееспособных и заинтересованных членов Совета).
4)Просветительная  работа (изучение Прав и обязанностей, закрепленных в Уставе ЦДТ).
5)Приоритетное внимание ЦДТ потребностям, мотивам и решениям семьи.


2.Риски при создании Совета с управляющими функциями в ЦДТ и проектирование способов преодоления этих рисков, конкурентные преимущества – слайд №24.
Риски при создании Совета с управляющими функциями
Способы преодоления рисков
1) сложность привлечения к управлению родителей;
2) слабая компетентность родителей, общественности в управлении образовательной деятельности;
3) риск формальной работы;
4) возможность возникновения напряженности в коллективе ЦДТ;
5) отсутствие материальных и финансовых ресурсов.

1) заинтересовать родителей совместной деятельности по воспитанию собственных детей;
2) просветительская работа, привлечение специалистов из числа родителей, партнеров;
3) прозрачность и отчетность перед сообществом родителей, обучающихся. Партнером о результатах работы и достижений обучающихся;
4) распределение прав и обязанностей в Совете ЦДТ, закрепленные в Уставе;
5) фандрайзинг;
6)обучение педагогического коллектива методам управления: экономические, административно-правовые, организационные, социально-психологические.

 Приоритеты развития ЦДТ и характеристика по каждому из них,  имеющиеся достижения, проблемы и перспективы – слайд № 25
Приоритеты развития ЦДТ:
1)создание в социуме методического центра по учебно-воспитательной работе с детьми, по работе с детскими организациями (мастер-классы, практические семинары, конкурсы, фестивали). 
Перспективы – издание печатной продукции - сборников методического материала (авторские образовательные программы, конспекты занятий, мастер-классы, сценарии мероприятий, материалы для профессионального конкурса «Лучший педагог дополнительного образования» (кредо).
2)психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и детей с ограниченными возможностями (наряду с образовательными и воспитательными программами ДОД, комплексных программ: «Созвездие талантов», «Здоровье» внедрение индивидуальных образовательных маршрутов). 
Перспективы - разработать программу для детей из асоциальных семей «Социальная защита детства».
3)Развитие ученического самоуправления (программа «Дом самоуправления). Перспективы – Общее собрание обучающихся, участие в развитии ЦДТ.
Проблемы: недостаточное финансирование, слабая активность педагогических кадров, пониженный интерес родителей к воспитанию и образованию своих детей, отсутствие постоянных спонсоров, партнеров.

 Роль Совета с управляющими функциями (в соответствии с нововведениями) слайд № 26
Роль Совета с управляющими функциями (в соответствии с нововведениями):
Стратегическая – разработка стратегии развития образовательного учреждения, определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ;
Ресурсная –создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и их участие в финансово–экономической деятельности школы, то есть КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ для ОБРАЗОВАНИЯ;
Информационно-координирующая – обеспечение прозрачности и доступности в получении информации.


Практическая значимость проекта заключается в следующем:
1.В результате работы над темой проекта научились правильно находить нужную информацию в сети Интернет, в книгах и журналах. 
2.Овладели умениями моделирования органа государственно-общественного управления.
3.Познакомились с  методами управления.
4.При помощи программы Power Point освоили новые навыки  работы с презентацией и ощутили важность представления итогов своей работы в привлекательном для просмотра виде.
4.Авторами проекта планируется в будущем воплотить в жизнь разработанный проект в МОУ ДОД «Жирновский ЦДТ».

 В проекте были использованы следующие информационные источники:
* Лекции  авторов: 
- «Управляющий совет», Богачинская Юлия Сергеевна, доцент каф. воспитания и дополнительного образования детей и взрослых, канд. пед. наук: 
- «Нормативно-правовое обеспечение ГО», Салалыкина Жанна Викторовна, к. филол. н., доцент кафедры управления образованием ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»;
* Презентации:
- «Формат и функции государственно- общественного управления в системе управления образовательным учреждением»;
- «Нормативно-правовое обеспечение деятельности ГОУ».
* Локальные акты:
- Устав МОУ ДОД «Жирновский ЦДТ», утвержденный на общем собрании коллектива 06.09. 2011 года,   протокол № 1;