Роль органов ученического самоуправления МОУ ДОД «Жирновский ЦДТ»

Авторы проекта:
- Сорокина Галина Эдуардовна;
- Тимошенко Юлия Владимировна;
 - Курафеева Светлана Николаевна.

 Проблема воспитания детей и молодежи была актуальна всегда.  Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно когда дело касается воспитания у молодежи уважения к государству. Этого уважения можно добиться, создавая такие благоприятные условия, при которых подростки и молодежь имели бы реальную практику  социальных отношений.
Для нашего образовательного учреждения данный вопрос  актуален, прежде всего, потому что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно получить опыт переживания в социальной среде. Здесь важную роль играют подростковые и молодежные общественные объединения, органы самоуправления, где самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений.
«Жирновский ЦДТ» относится к учреждениям дополнительного образования, а следовательно, занимаются в его творческих объединениях дети всех школ города. Каждый из них на данный момент состоит в рядах школьной детской организации, зарегистрированной в составе ФДО. Создавать еще одну детскую организацию в ЦДТ дублируя ее школьную структуру не целесообразно и не корректно. Поэтому детские органы самоуправления, как нельзя лучше, вписываются по своим целям и задачам в общую канву работы нашего ЦДТ.
Программа «Дом самоуправления» призвана способствовать  становлению подростка как социально активной личности, способной участвовать в творческом преобразовании социальной действительности. Ученическое самоуправление призвано обеспечить наиболее полную и эффективную реализацию прав и интересов школьников, а также их самостоятельность, инициативу и творчество в решении вопросов жизни в ЦДТ.
Возникновение подобного органа самоуправления в «Жирновском ЦДТ» было продиктовано жизненной необходимостью. Социальная активность наших детей очень высока. Их участие во многих коллективных делах города и района,  а также во внутренней жизни Центра, заставила подумать об их собственном органе власти, который упорядочит их деятельность и поднимет значимость решаемых ими общественных проблем и ответственность за них на более высокий уровень.
Деятельность ученического самоуправления базируется на следующих принципах:
-принцип самостоятельности ученического самоуправления в пределах своих полномочий при решении вопросов жизни ЦДТ 
- принцип ответственности органов ученического самоуправления перед учащимися, педагогами, родителями. 
Правовой основой деятельности являются: 
 - Конституция Российской Федерации,
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34)
- Устав ЦДТ;
- положение об ученическом самоуправлении;
-воспитательная программа развития детского самоуправления «Дом самоуправления».
Структура «Дома самоуправления» очень проста. В его состав входят все детские  творческие объединения ЦДТ. Высшим органом является  общее собрание учащихся, проводимое два раза в год. В сентябре в Центре проходит деловая игра «Выборы Главного Координатора ДС». Детьми выдвигаются достойные, по их мнению, кандидаты на этот ответственный пост. Как и в реальной жизни проходят предвыборные компании, заканчивающиеся тайным голосованием. На заключительном мероприятии, когда уже выбран Главный Координатор происходит его инаугурация и здесь же формируется Совет Актива ЦДТ на текущий год. Отбор проходит в ходе игры, выявляющей лидерские качества у претендентов, заявивших себя в состав «министерства» «Дома самоуправления». Отличительной чертой работы подобного органа детского самоуправления является отсутствие формализма и «обязаловки», которые даже во взрослой жизни могут загубить любые хорошие начинания.
«Дом самоуправления» работает в тесном сотрудничестве с методистом по детским организациям, педагогами-организаторами, молодежным центром «Виват». Привлекает к своей работе педагогов  и родителей.
«Дом самоуправления» является составляющей частью совета нашего образовательного учреждения и наделен совещательной функцией. 
Ученический совет имеет право:
* Проводить на территории ЦДТ собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза в две недели;
* Размещать  на территории школы информацию в отведенных для этого местах и во внутренних средствах массовой информации (газета «Цени, Дерзай, Твори»), получать время для выступлений своих представителей на родительских собраниях;
* Получать  от администрации ЦДТ информацию по вопросам жизни ЦДТ;
* Представлять интересы учащихся в администрации ЦДТ, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни ЦДТ;
* Проводить встречи с директором ЦДТ и другими представителями администрации не реже 1 раза в месяц;
* Проводить среди учащихся опросы и референдумы;
* Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц ЦДТ, отвечающих за воспитательную работу при подготовке и проведении мероприятий Совета Актива ЦДТ;
* Участвовать в создании печатных органах ЦДТ;
* Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений;
* Использовать оргтехнику, средства связи и другое  имущество Центра по согласованию с администрацией;
* Вносить предложения в план воспитательной работы ЦДТ.
Направления деятельности:
Деятельность органа самоуправления организована по нескольким направлениям, в соответствии с программой развития воспитательной системы ЦДТ:
* Художественно-эстетическое;
* Оздоровительное;
* Социально-педагогическое;
* Нравственно-патриотическое;
* Досуго-массовое.
Совет Актива ЦДТ осуществляет планирование деятельности, организует и координирует подготовку и проведение мероприятий, участвует в разработке проектов, программ и сценариев, выдвигает кандидатов на поощрение, осуществляет анализ деятельности Совета.
В главный координирующий орган «Дома самоупраления» входят Главный Координатор и Члены Совета.
Обязанности Главного координатора: 
- Имеет право предложить замену одного из Членов Совета, если последний не выполняет своих обязанностей. Утверждение замены происходит на собрании Совета актива. 
- Обязан быть в курсе всех дел ЦДТ, поддерживать тесную связь с ее администрацией и с детскими организациями города.
Обязанности Членов Совета:
- Контролируют работу объединений по своему направлению;
- Держат связь со всеми детскими творческими объединениями ЦДТ.
Обязанности секретаря:
Секретарь ведет протоколы собраний, совещаний Совета актива.
Также и каждый отдел имеет свои права и обязанности.
Культмассовый отдел:
- Собирает информацию от представителей объединений о проведение того или иного мероприятия, участвует в написании сценариев, в организации и проведении праздников.
Отдел Дисциплины и порядка:
- Организует дежурства среди обучающихся во время проведения мероприятий, заседаний, совещаний, поездок и экскурсий.
Художественный отдел:
- Обеспечивает художественное оформление станционных мероприятий, тематических выставок.
Информационный отдел: 
- Оказывает помощь в написании объявлений, освещает дела и мероприятии ЦДТ во внутренней газете.
Показателями результативности работы «Дома самоуправления» является активное участие учащихся «ЖЦДТ» во всех внутренних мероприятиях, запланированных на год. Помощь при их организации (оформление, реклама, поддержание порядка при проведении). Тщательный анализ каждого из них, выпуск газеты «Цени, Дерзай, Твори», освещающей жизнь нашего ОУ. Кроме того, участие в городских и районных акциях и социальных проектах. 
В 2011 году команда активистов ЦДТ приняла участие в областном конкурсе «Лидер и команда» в рамках областной профильной смены «Лидерские сборы» и заняла I место.
Относясь к учреждениям дополнительного образования «Жирновский ЦДТ» стремится к органическому сочетанию форм образовательной деятельности с различными видами досуга, сокращая тем самым пространство девиантного поведения детей, решая проблему их занятости. А вовлекая детей в работу Совета образовательного учреждения, через собственный орган детского самоуправления, учит детей уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, осуществлять свои жизненные планы, не вступая  в конфликт с социумом. Таким образом, помогает адаптироваться к окружающей их социальной жизни, что, в общем-то, и является одной из главных задач любой образовательной организации.