«Привлечение потенциальных партнеров в образовательное пространство МОУ ДОД «Жирновский ЦДТ»: 
технологии фандрайзинга»


Описание организации МОУ ДОД «Жирновский Центр детского творчества».
Образовательная организация основана в 1974 году как Дом пионеров. С 1992 года реорганизована в Центр детского творчества города Жирновска. С 2002 года установлен статус МОУ ДОД «Жирновский ЦДТ» Жирновского муниципального района Волгоградской области. В 2010 году Центр прошёл лицензирование, в 2011 году аттестован на первую квалификационную категорию.
Приоритетными направлениями образовательной деятельности являются: 
*  развитие мотивации у обучающихся к познанию себя и окружающего мира; 
*  создание условий для проявления и формирования индивидуального и коллективного творчества; 
*  удовлетворение образовательных потребностей детей и подростков за рамками содержания основных общеобразовательных программ;
*  адаптация обучающихся к жизни в обществе; 
*  укрепление здоровья обучающихся, их профессиональное  самоопределение;
*  организация содержательного досуга детей и подростков.
 В ЦДТ реализуются 35 образовательных программ по следующим направленностям: художественно-эстетическое, декоративно-прикладное, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное. Из них: авторских программ - 25,  модифицированных - 6, индивидуальные – 4.
Актуальность исследования состояния и перспектив развития фандрайзинга обусловлена рядом факторов. Одним из них является существующая потребность в новых формах и способах организации социального взаимодействия субъектов образовательного процесса. Особую актуальность в связи с этим приобретают социальные программы. 
Взаимоотношения основных действующих лиц социальных программ. Их взаимоотношения носят взаимоориентированный характер. Организаторы социальных проектов не обладают достаточными финансовыми возможностями для их осуществления и привлекают для этого бизнес-структуры, которые, в свою очередь, заинтересованы в создании позитивного имиджа социально ответственной организации. 
Интерес к социальным инициативам связан также с ростом социальной ответственности представителей бизнеса. Спонсорство предстает, как один из эффективных способов заявить обществу свою социальную миссию.
Цель проекта – разработка и внедрение модели  управления организацией дополнительного образования детей, предусматривающей использование технологий  фандрайзинга, как средства получения дополнительных внебюджетных средств для реализации образовательных проектов.
       Задачи проекта:
*  провести анализ современных подходов к организации предоставления дополнительных образовательных услуг с  целью привлечения  дополнительного  финансирования;
*  разработать модели организации предоставления услуг дополнительного образования, предусматривающие использование рыночных механизмов, а также  практические пути их внедрения; 
*  выстроить  систему мотивации в коллективе для использования технологий  фандрайзинга;
*  сформировать нормативное поле образовательной организации  для привлечения внебюджетных средств и разработать  комплекс мер, необходимых для привлечения внебюджетных средств;
*  создать дополнительные источники финансирования  учебно-образовательного процесса;
*  апробировать указанные модели в реальной практике управления образовательной организации. Провести оценку результативности и эффективности реализации проекта. Обобщить его  результаты;
*  изучить виды законных возможностей привлечения дополнительных денежных  средств, иного имущества и услуг;
*  сформировать нормативную базу, определяющую порядок и последовательность действий;
*  разработать методические рекомендации по внедрению технологий фандрайзинга  в реальную практику.
Какие проблемы позволит решить проект?
* Проблема управления финансами. 
* Проблема управления персоналом.
* Проблема формирования информационного пространства.

Фандрайзинг - целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки тех или иных институтов. 
Суть фандрайзинга заключается в поиске потенциальных источников средств, планировании взаимоотношений с ними, составлении партнерских предложений о взаимовыгодном сотрудничестве, проведение переговоров, перечислении средств и работе с ними.
Потенциальные партнеры МОУ ДОД «Жирновский ЦДТ»:
- органы исполнительной власти и самоуправления;
- образовательные организации;
- организации социального обеспечения;
- общественные организации;
- учреждения культуры и спорта;
- коммерческие  организации; 
- родители; 
- общественность.
Формы сотрудничества с некоммерческими организациями:
*  учредительные документы (договора);
*  план совместных мероприятий;
*  финансирование мероприятий;
*  реализация проектов, семинаров, профильных лагерей;
*  Социально-значимые акции;
*  работа в жюри;
*  Совместные концерты;
*  реализация программ ДОД в рамках ФГОС второго поколения;
*  сетевое взаимодействие;
*  другие.
В современных условиях не достаточно сотрудничать «по - старинке». Необходимо осваивать новые формы и способы финансирования.

Формы сотрудничества с коммерческими организациями
*  Благотворительность.
*  Промоушн – любой вид коммуникации, цель которой убедить людей купить что-либо. Некоммерческие организации здесь выступают в роли рекламного агентства.
*  Добровольные пожертвования нынешних и бывших сотрудников коммерческих организаций, членов их семей, их друзей, пенсионеров.
*  Использование труда сотрудников коммерческих организаций в МОУ ДОД. При этом заработную плату сотрудникам продолжают платить компании.
*  Продажа билетов. Коммерческая организация покупает билеты на мероприятия, провидимые МОУ ДОД, а затем распространяет их среди сотрудников и партнеров.
*  Другие.
Важную роль в этой ситуации играет заинтересованность донора в сотрудничестве. Наша задача – убедить потенциального партнера в его несомненной выгоде от сотрудничества.

Дивиденды благотворительности. Благотворительность приносит бизнесу:
*  известность;
*  улучшение имиджа фирмы на местном и национальном уровне;
*  рекламу товара, услуг;
*  освещение своей деятельности в средствах массовой информации;
*  развлечение для сотрудников фирмы, ее клиентов, покупателей/партнеров;
*  улучшение внутрифирменных взаимоотношений;
*  обращение к целевым группам;
*  привлечение новых работников;
*  демонстрацию социальной ответственности фирмы;
*  ассоциирование с высококачественным или престижным мероприятием;
*  налоговые льготы (при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели – но не более 3% от облагаемой налогом прибыли).

Что нужно делать при поиске средств:
*  предлагать партнерам реальные выгоды за их помощь;
*  привлекать как можно больше материальных ресурсов: продукции и услуг;
*  вести записи всего, что вы делаете;
*  извлекать максимум пользы из каждой возможности;
*  видеть конкретную цель;
*  знать потребности и цели ваших партнеров;
*  анализировать работу до и после каждого события для поощрения и установки оперативных целей;
*  думать позитивно;
*  использовать разные подходы к поиску средств.
Технология сбора средств. Существуют  специальные технологии фандрайзинга, которыми рекомендуется пользоваться для достижения оптимального результата. В работе с коммерческими компаниями будет целесообразно придерживаться следующего алгоритма:
*  отбор потенциальных спонсоров – определение целевой группы;
*  сбор информации о компании;
*  телефонный звонок в компанию для установления контактного лица (постарайтесь узнать как можно больше об этом лице);
*  отправление письма или факса в компанию с просьбой о встрече;
*  звонок контактному лицу для назначения встречи,
*  встреча с потенциальным донором;
*  заключение договора;
*  получение пожертвования;
*  выражение благодарности, предоставление отчета об использовании средств;
*  выстраивание долгосрочных взаимоотношений с компанией.

Конкретные результаты
 В результате деятельности по привлечению внебюджетных средств МОУ ДОД «Жирновский ЦТД» смог в некоторой степени поддержать и развить свою материально-техническую базу (отремонтирован фасад здания, заменены оконные рамы, приобретена современная оргтехника для методистов и делопроизводства, мультимедийное оборудование, приобретение сценических костюмов, оснащаются кабинеты самым необходимым оборудованием). 
Привлекаемые средства помогают обеспечить реализацию социально значимых проектов и частичное стимулирование их активных участников.
Педагоги мотивированы на привлечение внебюджетных средств. Родители наглядно видят, на какие цели расходуются средства. 
Конечно, этого недостаточно для решения всех существующих проблем, поэтому мы постоянно ищем новые контакты и готовы к плодотворному сотрудничеству.

Авторы: педагоги дополнительного образования: Митрофанова Н.П., Соболева Ю.С.; методист по УВР Васюткина Н.В.